Стихи
|
Песни
|
Контакты
Гостевая
|
Библиотека
|
|
|
НЕ БОЛЬНО ГОРЕТЬ
ВЕРОЙ...
В
великолепном царском дубовом кабинете Аничкова дворца (ныне Дворца
творчества юных) идут творческие занятия литературного клуба «Дерзание»
под руководством опытного педагога, известного поэта и критика Виктора
Николаевича Кречетова. Ребята с увлечением разбирают свои первые
поэтические и прозаические опыты. Наряду с робкими пробами пера здесь
звучат и такие яркие в художественном отношении произведения, которым
могли бы позавидовать и профессиональные писатели. Своей искренностью,
непосредственностью, свежестью взгляда на сегодняшний мир, неожиданными
поэтическими находками они подчас очаровывают больше, чем произведения
иных маститых авторов, забронзовевших в своей духовной «окаменелости».
В «Дерзании» выросли многие одаренные литераторы.
И среди них, конечно же, Наталья Пискунова. Своим ярким лирическим
талантом, «новой звездой, светящей своим неотраженным светом», как
сказал о ней Виктор Кречетов, Наталья Пискунова, в настоящее время
студентка Санкт-Петербургского университета, сразу привлекла внимание
многих любителей поэзии.
Со всей страстью молодости она стремится раскрыть в стихах душу, излить
то, что в ней накопилось, и в своей четвертой поэтической книге
«Июльская бабочка в осеннем трамвае». Близким и понятным кажется
обращенное к нам слово, выраженное стремлением поэтессы успокоить «боль
человеческую» от всех страданий переживаемого времени разлома
государственности, разгула темных сил, потери веры в будущее:
Одно
лишь слово храню в груди
Моя молитва одно лишь слово
Душою выплаканной: – «Прости»
Я без конца повторять готова...
Любовная лирика Натальи Пискуновой драматична, поэтесса
поистине чувствует себя одинокой «июльской бабочкой в осеннем трамвае»
жизни. Но поэтический мир ее богат и разнообразен. В осмыслении природы,
в передаче человеческих чувств и влечений, она использует целую палитру
красок. В создании убедительных оригинальных образов мы увидим разного
рода повторы, рифменные созвучия, аллитерации, ассонансы, параллелизмы и
т. п., что придает им большую выразительность. Вот «полночь брюхо
распорола, а оттуда – звезд икра» в стихотворении, носящем столь же
метафорическое название «Сад измучен пыткой вишен», вот «под ладонями
теплыми плавится лед, оставаясь холодным ожогом на коже» в стихотворении
«Измена», или «бросили, скомкали, сердце выскребли, а теперь, давайте,
читайте мораль...» в стихотворении «Монолог наркомана». Кстати,
последнее, наполненное бытовыми реалиями, производит очень сильное
впечатление на читателя, так же, как и третье стихотворение «Аборт»,
написанное с большим эмоциональным накалом как бы от имени нерожденного
ребенка.
И
хотя эмоции порой перехлестывают четкий стиховой ритм или допускают
некоторый сбив рифм, это не мешает автору представить наш мир со всем
его добром и злом в магической силе стиха. Мотивы благородства, добра и
зла при этом принимают философски-драматическое звучание, а большая
начитанность позволяет свободно привлекать к творческому изображению
факты всемирной истории и даже мифологии.
Понимая, что Мария Антуанетта грешна перед своим
народом, мы ощущаем в стихотворении «Ты меня защитить не сумеешь...»
непроизвольную жалость к трепещущей нежной женщине «с беззащитно
открытою шеей», идущей к гильотине и все еще надеющейся «проснуться» от
этого кошмара. Образ написан психологически точно.
Надо сказать, что Наталья Пискунова в своем творчестве более тяготеет к
трагедийным либо героическим образам. В безвыходной ситуации мечется
благородный Гамлет: «Смиряться ли? Бороться? – все едино: Яд на рапирах,
и горчит вино...» («Любовь ушла в страну речного ила...»). Полубезумная
от измены горячо любимого мужа, Медея собственноручно убивает своих
детей, чтобы Аидом стала его жизнь, и там слышал он их предсмертные
крики («Медея»). Но иной путь к страшному концу на костре ведет Жанну
Д'Арк. Высокое патриотическое подвижничество, вера в свою избранность
свыше, готовность к самопожертвованию помогает слабой женщине перенести
любую пытку: «Все, что будет со мной, наперед знаю... Господи, спасибо,
что дал сил Жанне», – говорит она. Трудно умирать молодой на костре,
«нужна смелость», но все же отмечает поэтесса и призывает читателя:
Не бойся побыть Жанной! –
Не больно гореть... верой!
Столь категорическое суждение автора по сути согласуется с мыслями Л. Н.
Толстого, высказанными им в письме к сыну Илье: «Жизнь есть место
служения, при котором приходится иногда переносить и много тяжелого, но
чаще испытывать много радости. Только радости-то настоящие могут быть
только тогда, когда люди сами понимают свою жизнь как служение: имеют
определенную вне себя, своего личного счастия, цель жизни».
Много стихов Натальи Пискуновой посвящено проблемам веры, веры
истинной, неформальной. Молившаяся ранее скорее по привычке, слабо веря
в Божью благодать, она идет со своими печалями за помощью к святой
блаженной Ксении Петербургской. Не сразу, постепенно вера в Бога, в
Божий дом – церковь крепнет в наболевшей душе лирической героини. И уже
в стихотворении «Двенадцать душ...» она твердо
заявляет:
Свой крест возьму и поползу
вослед
Тому, кто обещал мне ВОСКРЕСЕНЬЕ!
И все же, даже веруя, трудно жить в большом городе.
Нередко посещают мысли об одиночестве, о смерти. Многие женщины ждут
своих любимых с полей битв, продолжающихся и поныне, «молодые вдовы
надевают траур», пожаром горят окраины России. Поэтесса знает, как все
это больно для сердца русского человека. После советской власти в городе
снова появились притоны, наркоманы и бомжи, ютящиеся в подъездах домов,
в подвалах или на городских свалках, и среди них полно беспризорных
детей...
Но что она может сделать против нахлынувшего на всю Россию несчастья?!
Только возвысить свой гражданский голос в защиту обездоленных. «Всех
юных девушек, когда встречу, утешу словом, помогу делом», пишет она в
стихотворении «Св. блаж. Ксении Петербургской».
Целый ряд поэтов и прозаиков вникали в душу родного города. Пушкин и
Гоголь, Некрасов и Достоевский, Блок и Белый, Ахматова и Мандельштам...
И каждый по-своему видел этот «город пышный, город бедный». Так же
по-своему любит и ощущает его Наталья Пискунова, потому что все — и
хорошее и дурное в жизни ее связано с ним. Урбанистические мотивы полны
натуралистических, трагических образов: «Вздрогнет Фонтанка и в
гостиницу волн примет нового постояльца» («Петербургские трущобы») и
далее там же: «Ночи наполнены белыми призраками всех неприкаянных и не
утешенных», «Воры и убийцы расползаются, как клопы, в черные щели
Васильевского острова». Вот таким видит душу нашего города Наталья
Пискунова. Да и родной ли он? «3апеленут город в афиши «Queen», а
хотелось, чтобы в звон колокольный» («Плачу, спотыкаюсь, на части
рвусь...»).
Можно и далее приводить примеры замечательной лирики поэтессы, но вы их
сами найдете в этом сборнике. Остается только пожелать Наталье
Пискуновой не сдавать гражданских позиций, ибо только на этом пути можно
достичь вершин настоящей поэзии.
|