Стихи
|
Песни
|
Контакты
Гостевая
|
Библиотека
|
|
|
Наталья Пискунова. Стихотворения
Странный наблюдается парадокс в нашей жизни. Современная русская
культура оказалась в весьма трудном положении. Но, словно наперекор
всему, рождаются юные таланты и, еще не получив аттестата зрелости,
становятся авторами книг. И ошибется тот, кто решит, будто это книги
детские и незрелые. Напротив, юные авторы отличаются глубиной осмысления
жизни и редкой раскованностью мысли, такой раскованностью, о какой мы
прежде могли только мечтать. Нередко смелость используется для
ниспровержения предшественников, их ценностей, вкусов, пристрастий.
Сразу скажу: смелость Натальи Пискуновой в другом.
В
широком смысле все ее стихи есть своего рода благодарение Бога за
радость знания любви, за радость говорить с зарей, за радость страданий,
за радость надежды и молитвы… «Спасибо, о Боже, я знаю, что значит
любить…» - говорит она.
Душа этого юного существа живет « в ожидании чуда». И хотя чудо «не
спешит приходить», оно для юной поэтессы все равно еще впереди… в пути.
Каков он будет миг Встречи? Может быть, это будет миг, когда поэтесса
услышит слова признания в любви, « и рухнет мир, и вмиг воскреснет
снова…»В предчувствии этого чуда душа ее пребывает в готовности к
самопожертвованию, так четко выраженному ею: «я бы стала пылью на твоем
пути… если б знать, что сердце ты подаришь мне…»
Обращаясь к Богу, Наталья Пискунова признается, что чувствует себя
«отголоском» Бога, его эхом: «Эти стихи - только эхо Твоих песнопений».
Такое чувство свидетельствует о зрелости поэтического мира, его
определенной завершенности. В этом проявляется нравственная мудрость
юной поэтессы, ее творческая цельность и гармоничность. Может быть,
потому она ощущает себя свечой, дающей свет людям. Да, она дарит свет, и
сгорает, и, зная это, страдает, но не давать свет не может. Хотя она,
конечно, остается просто девчонкой «средь снегов новгородской рощицы
душу свою потерявшей». И как это все-таки по-русски – потерять свою душу
в рощице и при этом оставаться петербурженкой. Молится Богу и
одновременно растворится по-язычески средь милых сердцу дерев и кустов.
Здесь слияний языческого и христианского видения, так свойственное всей
русской культуры, это глубоко народное видение мира. И уж никак не
назовешь его поверхностным и девическим.
Наталья Пискунова участница и победительно многих творческих конкурсов.
Цикл ее стихов, опубликованный в сборнике «Музы на Фонтанке». Был высоко
оценен в литературных кругах Петербурга. Теперь любители поэзии получат
возможность услышать ее голос в полную его силу. Впрочем, нет сомнения,
что в дальнейшем голос поэтессы не только будет крепнуть, но и вольется
в единый поток русской поэзии.
Быть
свечой
«Обнять солнце» - третья книга стихов семнадцатилетней поэтессы Натальи
Пискуновой, студентки филфака СПбГУ. Я писал предисловие к ее первому
сборнику, вышедшему в 1998 году, он назывался «Стихотворения» и включал
все лучшее из написанного к тому времени юной поэтессой. Но уже в
следующем году появился второй сборник стихов «Поток» с напутствием
известного поэта Геннадия Морозова, отмечавшего своеобразие ее
дарования.
Наталья Пискунова, пожалуй, не нуждается уже в представлении. Для
меня совершенно очевидно, что на небосклоне петербургской поэзии
зажглась новая звезда, светящая своим неотраженным светом. Впрочем, сама
поэтесса говорит о себе скромнее. Еще в первой книге она писала:
Я – свеча, я свет дарить могу,
Только мне от этого не легче…
Но «могу» она уже тогда могла заменить на «дарю». Ее первая книга была
для читателей подлинным даром. И хотя поэтесса в значительной мере была
замкнута на себя и нередко звучало «мое сердце», «мое счастье», «мой
город», «мой теплый и светлый мир», и даже о Боге она говорила: «Ты
немножечко мой», - все-таки дарить себя, светить – было одним из
сильнейших ее желаний.
Не сразу, может быть, и читатель поймет, из чего состоит ее мир. Это
понятно. Ведь она, в сущности, ничего не декларирует. Она живет,
страдает и радуется, как все ее сверстники. И вечный мотив молодости –
«я» и «ты» присутствует в ее стихах наиболее явственно. Это –
естественное состояние, которое может пройти с годами, а может и
остаться навсегда. Первоначально было «ожидание чуда», «ожидание света»,
но с взрослением ожидание стало приобретать более реальные очертания.
Чудо превращается в конкретное «ты», которое нередко соседствует с «Ты»,
адресованным Господу Богу… Но вот «ожидание света», кажется, находит
утоление не во внешнем, а в собственной душе, в ее готовности светить,
отсюда возникает желание быть свечой, отсюда и самоидентификация – «Я
-свеча».
У поэтессы своеобразное видение, точная образность: «листопадом
зацелованный дом», или «как Ноев ковчег – лист осины по ручью уносил
муравья», есть свои тематические привязанности.
К важнейшим ее качествам я бы отнес быстрое и напряженное,
нередко болезненное проживание времени. Кажется, еще вчера она была
ребенком и вот уже:
В грязных лужах тонут облака,
Те, что в детстве белым пухом были.
Не без горечи сказано, хотя и не без лукавинки, если не забыто про белый
пух детства. Если бы она перестала его видеть, то едва ли могла сказать:
Я не пыталась убежать от ветра,
Я просто солнца шар догнать хотела.
Да и вряд ли
сказалось бы – «обнять солнце». Ибо «обнять солнце», увидеть в лужах
«белый пух облаков» и «быть свечой» - это едино и может быть миром
одного человека и, конечно, поэта. Подлинного поэта. Таковой и является
Наталья Пискунова.
|