Стихи
Песни
Контакты
Гостевая
Библиотека

 

 

             

НЕ  БОЛЬНО  ГОРЕТЬ  ВЕРОЙ...

 

В великолепном царском дубовом кабинете Аничкова дворца (ныне Дворца  творчества юных) идут творческие занятия литературного клуба «Дерзание» под руководством опытного педагога, известного поэта и критика Виктора Николаевича Кречетова. Ребята с увлечением разбирают свои первые поэтические и прозаические опыты. Наряду с робкими пробами пера здесь звучат и такие яркие в художественном отношении произведения, которым могли бы позавидовать и профессиональные писатели. Своей искренностью, непосредственностью, свежестью  взгляда на сегодняшний мир, неожиданными поэтическими находками они  подчас очаровывают больше, чем произведения иных маститых авторов, забронзовевших в своей духовной «окаменелости».

            В «Дерзании» выросли многие одаренные литераторы. И среди них, конечно же, Наталья Пискунова. Своим ярким лирическим талантом, «новой звездой, светящей своим неотраженным светом», как сказал о ней Виктор Кречетов, Наталья Пискунова, в настоящее время студентка Санкт-Петербургского университета, сразу привлекла внимание многих любителей поэзии.

Со всей страстью молодости она стремится раскрыть в стихах душу, излить то, что в ней накопилось, и в своей четвертой поэтической книге «Июльская бабочка в осеннем трамвае». Близким и понятным кажется обращенное к нам слово, выраженное стремлением поэтессы успокоить «боль человеческую» от всех страданий переживаемого времени разлома государственности, разгула темных сил, потери веры в будущее:

 

            Одно лишь слово храню в груди              

          Моя молитва одно лишь слово              

               Душою выплаканной: – «Прости»              

Я без конца повторять готова...

 

Любовная лирика Натальи Пискуновой драматична, поэтесса поистине чувствует себя одинокой «июльской бабочкой в осеннем трамвае» жизни. Но поэтический мир ее богат и разнообразен. В осмыслении природы, в передаче человеческих чувств и влечений, она использует целую палитру красок. В создании убедительных оригинальных образов мы увидим разного рода повторы, рифменные созвучия, аллитерации, ассонансы, параллелизмы и т. п., что придает им большую выразительность. Вот «полночь брюхо распорола, а оттуда – звезд икра» в стихотворении, носящем столь же метафорическое название «Сад измучен пыткой вишен», вот «под ладонями теплыми плавится лед, оставаясь холодным ожогом на коже» в стихотворении «Измена», или «бросили, скомкали, сердце выскребли, а теперь, давайте, читайте мораль...» в стихотворении «Монолог наркомана». Кстати, последнее, наполненное бытовыми реалиями, производит очень сильное впе­чатление на читателя, так же, как и третье стихотворение «Аборт», написанное с большим эмоциональным накалом как бы от имени нерожденного ребенка.     

И хотя эмоции порой перехлестывают четкий стиховой ритм или допускают некоторый сбив рифм, это не мешает автору представить наш мир со всем его добром и злом в магической силе стиха. Мотивы благородства, добра и зла при этом принимают философски-драматическое звучание, а большая начитанность позволяет свободно привлекать к творческому изображению факты всемирной истории и даже мифологии.

      Понимая, что Мария Антуанетта грешна перед своим народом, мы ощущаем в стихотворении «Ты меня защитить не сумеешь...» непроиз­вольную жалость к трепещущей нежной женщине «с беззащитно открытою шеей», идущей к гильотине и все еще надеющейся «проснуться» от этого кошмара. Образ написан психологически точно.     

Надо сказать, что Наталья Пискунова в своем творчестве более тяготеет к трагедийным либо героическим образам. В безвыходной ситуации мечется благородный Гамлет: «Смиряться ли? Бороться? – все едино: Яд на рапирах, и горчит вино...» («Любовь ушла в страну речного ила...»). Полубезумная от измены горячо любимого мужа, Медея собственноручно убивает своих детей, чтобы Аидом стала его жизнь, и там слышал он их предсмертные крики («Медея»). Но иной путь к страшному концу на костре ведет Жанну Д'Арк. Высокое патриотическое подвижничество, вера в свою избранность свыше, готовность к самопожертвованию помогает слабой женщине перенести любую пытку: «Все, что будет со мной, наперед знаю... Господи, спасибо, что дал сил Жанне», – говорит она. Трудно умирать молодой на костре, «нужна смелость», но все же отмечает поэтесса и призывает читателя:

 

               Не бойся побыть Жанной! –                  

Не больно гореть... верой!      

 

Столь категорическое суждение автора по сути согласуется с мыслями Л. Н. Толстого, высказанными им в письме к сыну Илье: «Жизнь есть место служения, при котором приходится иногда переносить и много тяжелого, но чаще испытывать много радости. Только радости-то настоящие могут быть только тогда, когда люди сами понимают свою жизнь как служение: имеют определенную вне себя, своего личного счастия, цель жизни».     

Много стихов  Натальи Пискуновой посвящено проблемам веры, веры истинной, неформальной. Молившаяся ранее скорее по привычке, слабо веря в Божью благодать, она идет со своими  печалями за помощью к святой блаженной Ксении Петербургской. Не сразу, постепенно вера в Бога, в Божий дом – церковь крепнет в наболевшей душе лирической героини. И уже в стихотворении  «Двенадцать душ...» она твердо заявляет:                 

 

      Свой крест возьму и поползу вослед                 

Тому, кто обещал мне ВОСКРЕСЕНЬЕ!      

 

И все же, даже веруя, трудно жить в большом городе. Нередко посещают мысли об одиночестве, о смерти. Многие женщины ждут своих любимых с полей битв, продолжающихся и поныне, «молодые вдовы надевают траур», пожаром горят окраины России. Поэтесса знает, как все это больно для сердца русского человека. После советской власти в городе снова появились притоны, наркоманы и бомжи, ютящиеся в подъездах домов, в подвалах или на городских свалках, и среди них полно бес­призорных детей...     

Но что она может сделать против нахлынувшего на всю Россию несчастья?! Только возвысить свой гражданский голос в защиту обез­доленных. «Всех юных девушек, когда встречу, утешу словом, помогу делом», пишет она в стихотворении «Св. блаж. Ксении Петербургской».      

Целый ряд поэтов и прозаиков вникали в душу родного города. Пушкин и Гоголь, Некрасов и Достоевский, Блок и Белый, Ахматова и Мандельштам... И каждый по-своему видел этот «город пышный, город бедный». Так же по-своему любит и ощущает его Наталья Пискунова, потому что все — и хорошее и дурное в жизни ее связано с ним. Урбанистические мотивы полны натуралистических, трагических образов: «Вздрогнет Фонтанка и в гостиницу волн примет нового постояльца» («Петербургские трущобы») и далее там же: «Ночи наполнены белыми призраками всех неприкаянных и не утешенных», «Воры и убийцы расползаются, как клопы, в черные щели Васильевского острова». Вот таким видит душу нашего города Наталья Пискунова. Да и родной ли он? «3апеленут город в афиши «Queen», а хотелось, чтобы в звон колокольный» («Плачу, спотыкаюсь, на части рвусь...»).    

Можно и далее приводить примеры замечательной лирики поэтессы, но вы их сами найдете в этом сборнике. Остается только пожелать Наталье Пискуновой не сдавать гражданских позиций, ибо только на этом пути можно достичь вершин настоящей поэзии.

                                     

 

 

 

 

             

 

Главная :: Стихи :: Песни :: Библиотека :: О себе :: Гостевая :: Контакты

Hosted by uCoz